Пятница, 03.05.2024, 04:07Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наш опрос

На рыбалку я хожу с...-
Всего ответов: 126

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Апрель » 25 » Браконьерство и методы борьбы с ним
12:08
Браконьерство и методы борьбы с ним
Браконьерство — добыча или истребление диких животных с нарушением Правил охоты и рыболовства и других требований законодательства об охране природы.
Браконьерство в конце XX — начале XXI века в Беларуси приобрело иные, чем в советские времена формы. По аналогии с Россией на сегодняшний день в Республике Беларусь можно выделить условно три основных типа браконьеров:
1. "Нувориши" — обеспеченные и вооружённые по последнему слову техники, для которых охота является отдыхом и развлечением;
2. "Хапуги", которые по имеющемуся у них разрешению добывают сначала столько, сколько можно, а затем ещё столько, сколько могут;
3. "Местные" — это, как правило, сельские жители, для которых охота является источником существования.
Об экономическом ущербе от браконьерства сказать пока крайне сложно, так как раскрытие дел, оценка ущерба и наказание виновных происходит редко. Тем не менее, незначительный официальный размер изъятия и ничтожный рост поголовья копытных в последние годы — яркое свидетельство подтверждения массового браконьерства.
Первая группа браконьеров представлена чиновниками, руководителями, крупными бизнесменами и другими представителями "белорусской элиты". Охота для них является активным отдыхом и удовольствием. При таких охотах используются самые современные модели авто- и мототехники, мощное нарезное оружие с оптическим прицелом, совершенные приборы ночного видения и т. д. Объекты охоты — чаще всего копытные (лоси, олени, косули, кабаны). После таких охот в угодьях находят остатки от разделки туши, а иногда и сами туши животных. Для таких охот выбираются наиболее богатые дичью места, а именно — тихие зоны, заказники и даже заповедники.
Иногда охоты в этих местах организуют и проводят сами директора хозяйств и других структурных подразделений в течение круглого года. Об этом обычно знают все: и рядовые охотники-любители, и местные власти, и местная милиция, в связи с чем жалобы простых охотников вышестоящему руководству бессмысленны. Вся беда в том, что ответственности за содеянное не несёт никто.
Следующий вид массового браконьерства обусловлен нечестностью самих охотников, когда по лицензии на одно животное (лось, олень, косуля, кабан) добывается несколько зверей.
Ещё один вид браконьерства, который часто плотно пересекается со вторым — это так называемое "местное" браконьерство. Корни его — социальные. Отсутствие подходящей работы и безденежье часто заставляют сельских жителей идти в лес и заниматься охотой. Вырученные от продажи пушнины средства зачастую являются значительным подспорьем для семейного бюджета. Такой охотник не оформляет дорогостоящие лицензии, путёвки, а значит, автоматически становится браконьером.
На основании вышеизложенного следует, что в борьбе с браконьерством необходим комплекс мероприятий, который условно можно разделить на 4 группы:
1. Грамотное законодательство по охоте. В первую очередь это относится к срокам охоты на пушные виды;
2. Приемлемые цены на лицензии и путёвки для добывания охотничьих животных;
3.Профессиональная подготовка кадров для охотничьего хозяйства страны;
4.Повышение культуры и этики охоты.
Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты 2005 года предусматривают сроки окончания охоты на пушные виды 15 февраля, которые ничем не обоснованы. Линька у пушных видов в нашей стране начинается лишь в начале марта, когда пушнина ещё 1 сорта. Из-за снижения спроса на дикую пушнину кунице, норке и хорю не грозит сокращение численности, если сроки их добычи будут продлены, например, до 1 марта, как это сделано у наших соседей — россиян. Сокращением сроков охоты на пушных зверей нарушается сам принцип нормирования добычи, который для многих видов (норка, куница, белка и др.) определяется лишь этим механизмом, т. е. сроками их добычи. Разумная охота лишь стимулирует экологический резерв популяции того или иного вида, увеличивая естественный прирост его численности. Неэксплуатируемая территориальная группировка какого-либо вида охотничьей фауны перестаёт размножаться и деградирует. Это имело место у нас, например, по зубру. Такая же участь ждёт и бобра. Лисица и енотовидная собака в Беларуси признаны нежелательными видами, официальная охота на которых может быть продлена до 15 марта. Эти виды оказывают существенное влияние не только на динамику многих видов диких зверей и птиц, но и являются переносчиками опасных заболеваний, таких как бешенство, трихинеллёз, чума плотоядных, стригущий лишай и др. Продление сроков охоты на пушные виды будет способствовать тому, что в угодьях станет больше настоящих охотников, тем самым уменьшится возможность для браконьерской охоты. На порядок сократится браконьерство, повысится продуктивность угодий и благосостояние части населения страны.
"Правила ..." предусматривают выделение запретных для охоты зон (глава 2 пункт 4. Фонд охотничьих угодий и его охрана). Запрет охоты на той или иной территории свидетельствует о том, что эти угодья отданы на откуп браконьерам. В этом случае у землепользователя нет достаточного стимула охранять эти участки охотничьих угодий. Примером может служить Налибокский ландшафтный заказник (площадь ГЛФ — 77,5 тыс. га), где охота запрещена. Так, в апреле — мае 2004 года на части территории Клетищенского лесничества ГОЛХУ "Столбцовский опытный лесхоз" (около 10% площади заказника) мною случайно были найдены остатки двух лосей, трёх оленей и девяти косуль. По моей оценке, браконьеры добыли двух лосей, одного оленя, пять косуль. Остальные животные стали жертвами волков. Это шаг назад в вопросе ведения охотничьего хозяйства: запретные для охоты зоны не нужны охотничьему хозяйству. У нас достаточно охотников (инвалиды, пенсионеры), которые могли бы использовать эти участки угодий для охоты.
В условиях Беларуси для сохранения краснокнижников (медведь, рысь, барсук) достаточно заповедников и национальных парков, а на остальной территории их следует использовать как лицензионные виды, снижая таким образом пресс хищничества на популяции ресурсно-ценных видов (копытные, боровая дичь). Расчеты показывают, что ежегодно в Беларуси можно добывать 10-15 медведей, 40-50 рысей, 100-120 барсуков.
Пассивная, бессрочная охрана видов через заказники, заповедники и Красные региональные книги противоречит критериям охотоведческого постулата: лучшая форма охраны охотничьих животных — рациональное их использование.
Здесь уместно упомянуть о негативных последствиях непродуманных решений по экономическим вопросам ведения охотничьего хозяйства. Все понимают неизбежность организационных перемен в охотничьем хозяйстве в связи с новыми социально-экономическими условиями, но не верно их решают. Вот лишь несколько примеров.
Цена за добытого глухаря для иностранца в Беларуси — 410 евро. В России его продавали почти в два раза дешевле, чем у нас. Куда поедет охотник на охоту? Естественно, где дешевле, комфортнее и успешнее охота. В РБ надо добывать ежегодно не менее 4,0 тыс. особей бобра, а добывается около 5 % от этой численности (С. Кононов, 2004, 2005). В данном случае лицензионная система является тормозом при рациональном использовании ресурсов бобра. В советские времена лицензия на добычу этого вида была бесплатная, а государство платило охотнику за шкуру бобра в ценах 1983 г. 106,6 рубля. За высушенную струю данного вида охотник получал ещё примерно 30 рублей. Таким образом, добывать его было выгодно. Бобролов, отловив 40 зверьков, мог купить новые "жигули". А что сейчас? Государство предлагает охотнику купить лицензию на добычу бобра по стоимости которая выше цены, предлагаемой скупщиками пушнины. Охотник никогда не будет работать себе в убыток. Нужно выводить бобра из лицензионных видов.
Например, по существующей стоимости в лесоохотничьих хозяйствах на добычу лося самца в ценах 2005 г. белорусский охотник должен был платить дороже, чем иностранный охотник. Разве это верно? Учитывая социально-экономическое расслоение общества Беларуси, необходимы три разные цены для охотника на добычу того или иного животного. Это охотники сельской местности (аборигены) — самая дешёвая плата за охоту (равна условно 100 %), городские охотники — средняя плата за охоту (200 %), иностранцы — наибольшая цена за охоту (400 %).
В связи с вышеизложенным следует, что цены на добычу того или иного вида животного нужно устанавливать ежегодно, исходя из выделенных лимитов его добычи, финансовых возможностей охотника, услуг, оказываемых охотнику хозяйством, и численности охотников, которые пожелают участвовать в охоте на тот или иной вид дикого зверя или птицы. Только при таком подходе к ценообразованию можно сократить браконьерство, полнее использовать лимиты изъятия охотничьих животных, повысить продуктивность угодий и окупаемость хозяйств.
При решении финансовых вопросов необходимо чётко представлять себе многофункциональную роль животных. Это явный нонсенс — смотреть на них прежде всего как на источник продукции и объект охоты. Дикие животные имеют огромное биосферное, социальное, эстетическое значения. Без них невозможен биосферный круговорот вещества и энергии в биосфере. То есть они необходимы всему обществу, а не только охотникам. Поэтому за осуществление крупных программ по развитию охотничьего хозяйства платить должно прежде всего государство, не взваливая бремя этих затрат на немощное охотничье хозяйство, не придумывая для этого дополнительных источников налогообложения. В противном случае, не выдержав финансового беспредела в повышении стоимости охоты на тот или иной вид дикой фауны, законопослушные охотники перейдут в категорию "местных" браконьеров. Последствия такого шага трудно представить. Кто от этого выиграет? Никто. А кто проиграет? Как рядовые охотники, оплачивая необоснованные поборы, штрафы и иски, так и охотничье хозяйство страны от потерь охотничьей продукции, а в целом и всё государство.
Кадры решают всё. Это аксиома развития любого общества. В Беларуси после распада СССР подготовке кадров для охотничьего хозяйства должного внимания не уделялось. Ранее кадры для охотничьего хозяйства нашей страны готовила Российская Федерация. Выпускники КСХИ, ИСХИ, ВСХИЗО и др. выше областного уровня не поднялись, хотя некоторые из них в разные годы работали рядовыми сотрудниками Минприроды и Минлесхоза.
В настоящий момент специалистов для охотничьего хозяйства страны готовят БАТУ и БГТУ, уровень подготовки которых оставляет желать лучшего. В высших учебных заведениях отсутствуют профессиональные кадры, необходимые для подготовки биологов-охотоведов. Я считал и считаю, что охотоведа не может подготовить инженер лесного хозяйства, пусть и с учёной степенью доктора наук. Охотоведа может подготовить лишь грамотный, профессиональный охотовед.
Неверна политика кадровых назначений на руководящие должности, связанные с охотничьими ресурсами. Лица, осуществляющие руководство и контроль за ведением охотничьего хозяйства, от которых зависит будущее охотхозяйственной отрасли, как правило, мало компетентны в этих вопросах. Нужны новые кадровые решения.
Курсы повышения квалификации работников охотничьего хозяйства проводятся формально. Для повышения уровня вузовской подготовки студентов следует приглашать специалистов из России и других стран. Нужна новая программа для обучения студентов, специализирующих на использовании ресурсов охотничьих животных, направленная на увеличение практических знаний.
Группы студентов или отдельных студентов, которые специализируются на ведении охотничьего хозяйства, имеет смысл "закреплять" за ведущими охотоведами РБ. Наиболее способных студентов нужно направлять на учёбу в Россию.
Необходимо разработать и принять программу повышения квалификации работников охотничьего хозяйства с учётом современных требований.
Следует провести аттестацию всех категорий работников, связанных с охраной, сохранением и использованием охотничьих ресурсов.
Нужно принципиальнее осуществлять кадровую политику, особенно руководящего звена. Согласно рекомендаций Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, руководитель должен иметь специальное образование. Кроме профпригодности при назначении на ту или иную должность следует учитывать его профессионализм, деловые качества и личный вклад в вопросы ведения охотничьего хозяйства. При этом существует формула трёх "П": а) порядочность; б) профессионализм; в) патриотизм.
Надо наводить порядок в угодьях, чтобы у них был хороший хозяин. А это кадры. Где об этом заботятся, там и есть результат. Например, охотничье хозяйство "Лебединое", охотничье хозяйство Негорельского учебно-опытного лесхоза и др.
Браконьерство тесно связано с воспитанием человека и культурой его поведения в лесу, поле, водоёме. Нужно приучать наших охотников к соблюдению общеевропейской культуры и охотничьих обычаев.
Борьба с браконьерством — это не только поимка конкретного нарушителя. Эту проблему нужно решать комплексно, одними репрессивными мерами здесь не обойтись. Если бы охота была более доступной, а законы более лояльные, это способствовало бы переходу многих скрытых браконьеров в официальные охотники, где их гораздо проще контролировать. Подобный опыт имела послевоенная Германия, когда только принятие грамотных законов помогло справиться с волной браконьерства.

С.И. Кононов, биолог-охотовед


материал с сайта    http://belhuntclub.net/hunting/hunting-articles5.php           



Просмотров: 3004 | Добавил: оберст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |