Безусловно,
недоработок в этом документе хватает. Не буду повторять авторов,
внесших немало позитивных предложений по доработке этого документа.
Меня, как охотника и как практикующего юриста, волнует ряд нестыковок,
которые пока не преодолены в регулировании охоты.
Остановлюсь лишь на некоторых вопросах, которые могут быть отнесены к правовым коллизиям.
В
декабре прошлого года пришлось разбираться с таким вот случаем. Ко мне
обратился знакомый охотник, рассказавший следующее. На охоте ему пришлось
переходить из одного участка охотничьих угодий на другой по дороге. Шел
с разряженным, но собранным ружьем. По одну сторону дороги находились
угодья государственного охотничьего заказника.
На
дороге его остановила группа вооруженных ружьями людей в камуфляже, и
один из них, назвавшийся егерем заказника, составил на него акт о
нарушении правил охоты. Понятно, что ввиду численного преимущества
проверяющих, да и дисциплинированности охотника, он подчинился. Ему
разъяснили, что, находясь на дороге общего пользования с собранным
ружьем, он производил охоту.
Что было
на это сказать Петру Ивановичу? Рассказал, что в соответствии с
действующими Типовыми правилами охоты РСФСР, утвержденными приказом
Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете
Министров РСФСР № 1 от 4 января 1988 года, к примеру, нахождение с
охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования,
приравнивается к производству охоты (пункт 1).
А что
следует понимать под дорогой общего пользования? Они бывают
федеральными, региональными, межрегиональными, межмуниципальными или
муниципальными. Общего понятия (единообразного) дорог общего пользования нет в законодательстве.
К
примеру, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007
г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ» к автомобильным дорогам общего пользования относятся
автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств
неограниченного круга лиц. Другие дороги, в том числе областные и
муниципальные, относятся к автомобильным дорогам необщего пользования.
Критерии отнесения и перечень автомобильных дорог общего пользования
утверждаются соответствующими высшими органами власти РФ и субъектов
РФ, органами местного самоуправления. Есть еще и дороги поселений.
По словам, обратившего ко мне, он не видел на дороге, каких-либо указаний и обозначений дороги.
Конечно же успокоил его, сказав, что решением Верховного Суда РФ от 24 июля 2008 г.
названный пункт (пункт 1) признан недействующим со дня вступления в
действие данного решения, а именно с 23 октября 2008 года («Российская
газета», 27.11.2008 г.).
Правила признали утратившими силу постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г.
№ 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»
(Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993,
№ 31, ст. 2991). И все.
Но до
настоящего времени нет сведений о том, что отменены (утратили силу), к
примеру, Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное
постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г.
№ 1402 (далее – Положение об охоте), Типовые правила охоты в РСФСР,
утвержденные приказом Главного управления охотничьего хозяйства и
заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1998 г. № 1. А в названных нормативных правовых актах содержатся определения, которые не в полной мере отвечают определениям, используемым в Правилах.
В
Правилах «добывание объектов животного мира» – охота, в том числе
выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча объектов
животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, а также
нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с
заряженным расчехленным охотничьим оружием (подпункт а) пункта 3
Правил).
Согласно
же пункту 10 Положения об охоте, охотой признается выслеживание с целью
добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.
А как же
указание на то, что охотничьи звери и птицы должны находиться в
состоянии естественной свободы, а также признание охотой нахождение в
естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным
расчехленным охотничьим оружием.
Тогда,
выходит, Правила правильно указывают на то, что не является охотой
добыча зверей и птиц, содержащихся в полувольных условиях, стрельба
охотничьих животных и птиц в местах постоянной подкормки, в вольерах, в
угодьях, где выпускаются выращенные животные для последующего их
отстрела за деньги.
Недавно
в одной из публикаций «РОГ» прочитал, что один из собратьев по
охотничьей страсти, исходя из судебной практики, предлагает в охоте на
лисиц и тетеревов применять малокалиберные винтовки с капсюлем бокового
воспламенения.
И действительно, обратившись к решению Верховного Суда РФ от 15 августа 2008 г.
№ ГКПИО8-385 признан недействующим со дня вступления решения суда в
законную силу пункт 22.1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных
приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при
Совете Министров РСФСР от 4 января 1998 г.
№ 1, в части запрета на применение для любительской и спортивной охоты
малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня
на всей территории Российской Федерации.
Пунктом
22.1 Типовых правил охоты предусмотрено, что на всей территории РСФСР
запрещается применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон
бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи
бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).
В
районах промысловой охоты, охотникам, заключившим договор на добычу
лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и
боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и
применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.
Перечень
орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты,
разрешенным к применению, утвержденный Правилами, запрещает
использовать при охоте на тетеревов (пункт 6) и боровую дичь (пункт 11)
оружия калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения.
Может быть, разработчики Правил просто не знакомы с решением Верховного Суда РФ от 15 августа 2008 г. № ГКПИО8-385?
Думается,
что над всеми несуразицами Правил, о которых пишут мои собратья по
охотничьей страсти, надо поработать и молодым чиновникам Правительства
РФ и нам, охотникам.
Вячеслав МИХАЙЛОВ, юрист
ФОТО Павла СВИРДАКА
материал с сайта http://www.gusevhunting.ru/
|